ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Образование

Автор: Куготов Ризуан Хабасович учитель технологии,
руководитель кружка «Робототехника»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»,
г. Салехард р. т. 8 (34922)3-37-22.
E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Краткая аннотация.
Статья поднимает проблему роль научно-технического творчества деятельности в формировании личности школьника.

Научно-техническое творчество

Наука является главным фактором, определяющим развитие цивилизации, она изучает мир, выявляет его закономерности, предлагает способы деятельности и обоснованные решения, позволяющие миру и человеку устойчиво развиваться не разрушая, а поддерживая друг друга.

Именно поэтому наш современник, если он хочет осознанно и активно воздействовать на мир, должен знать, что такое наука, чем определяются границы научного знания, каковы возможности научного метода.
Современная наука вышла за пределы исследовательских институтов и лабораторий, а научная деятельность сегодня не ограничена кругом ученых - профессионалов. Самыми разнообразными путями наука входит в наше повседневное существование. Мало того, что современный человек постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы (сооружения, механизмы и т.д.), он все чаще оказывается в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки, явления, принципы и законы, открытые наукой.

Многие молодые люди хотят познать себя и окружающих их людей, суть процессов происходящих в природе и обществе. Чтобы достичь успеха на этом трудном пути, необходимо освоить и опробовать на практике основные методы исследовательского поиска, включающие те же процедуры, которые применяются и в повседневной жизни (классификацию, сравнение, аналогию и др.). Однако эти приемы в науке осуществляются более строго, организованно и систематично, а сами подходы и полученные с их помощью результаты всегда подвергаются особому осмыслению, критическому анализу, обоснованию надежности применяемых методов и их составных элементов, а также оценке реальных возможностей в решении конкретной проблемы.

Научно - исследовательская деятельность школьников – инструмент повышения качества образования, способ познания действительности. Исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает:

  • формирование и совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.);
  • стимулирование процессов перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на современной логике;
  • умение выделять существенные свойства объектов и явлений, отделять от несущественных, доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения, раскрывать существо основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции, аналогии), излагать свои мысли ясно, обоснованно и последовательно;
  • комплексное видение научных проблем и использование различных подходов к их решению;
  • понимание смысла научных высказываний, их интерпретации, поиск и формулирование аргументов и контраргументов в научной дискуссии, осознание сходств научных методов и освоение стиля научного общения (составление текста сообщения, выступление на семинарах и конференциях, обмен мнениями, навыки научной полемики и пр.).

Итогом научной деятельности является повышение внутренней мотивации школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных качеств, формирование навыков самообучения, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе, выходящем далеко за рамки школьной программы. Умения и навыки, полученные ребенком при проведении исследования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Самостоятельные шаги юных исследователей представляют собой большие трудности, поэтому им и необходима помощь научных руководителей, которые окажут содействие в определении области научных интересов, помогут постепенно войти в мир науки, найти в нем свое место, свою проблематику и свой путь.
Этот процесс по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня:

  • на первом уровне руководитель ставит перед учащимся проблему и намечает метод ее решения, поиск самого же решения осуществляет ученик;
  • на втором уровне учитель только ставит проблему, метод ее решения учащийся ищет самостоятельно;
  • на третьем уровне учащийся самостоятельно формулирует проблему, ищет метод и пути решения.

В рамках современного школьного образования, главной задачей которого является знакомство учащихся с основами наук, исследовательской практике уделяется незначительное внимание. Более широкие возможности для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность открывает система дополнительного образования, объединяющая учащихся со склонностью к научным занятиям в кружки, научные школы и общества на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования.

Научные объединения такого рода с одной стороны построены как гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой поставленных задач, склонностями и способностями конкретного обучаемого, а с другой стороны – позволяют организовать под руководством профессиональных научных работников, преподавателей вузов и творчески работающих учителей индивидуальные и коллективные (в микрогруппах) формы работы (занятия, консультации, семинары, конференции).

P1160758 P1160759 P1160766
«РОБОТОТЕХНИКА»
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
С целью внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий; сенсорного развития интеллекта учащихся, который реализуется в телесно – двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно – продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно – конструкторские проблемы с 1 сентября 2012 года в МБОУ СОШ №3 начал работу кружок «Робототехника». Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках Лего-конструирования.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Реализация данной программы в практическом плане позволяет
  • систематизировать сведения о типаже промышленных роботов в соответствии с их назначением;
  • систематизировать сведения о рабочих органах, функциональных узлах и системах управления;
  • сформировать знания о типовых применениях промышленных роботов в различных производственных системах.
  • сформировать знания о социально-экономическом значении роботизации.

В программе используется образовательный конструктор Lego Mindstorms NXT 2.0 и программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education NXT, как инструмент для обучения конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях.
Конструктор Лего для уроков робототехники - Lego Mindstorms. Робот NXT содержит микропроцессор с флэш-памятью и портами для подключения датчиков и двигателей. Он предлагает Bluetooth поддержку, чтобы робот мог общаться с компьютером через беспроводное соединение или с другими роботами NXT. Процессор NXT позволяет осуществлять сложные операции в робототехнике в сфере программного обеспечения.

  • Робот MINDSTORMS NXT 9797 и MINDSTORMS NXT 2.0, lego 9695 - 817 деталей серия Lego Education.
  • Набор LEGO Mindstorms 9797, в состав которого входят 431 детали.
  • Детали образуют 5 больших групп.
  • Электронные компоненты
  • Микропроцессорный модуль NXT с батарейным блоком.
  • Три мотора со встроенными датчиками
  • Ультразвуковой датчик (датчик расстояния)
  • Датчик касания
  • Датчик звука - микрофон
  • Датчик освещенности
  • Комплект соединительных кабелей
  • USB кабель для подключения NXT к компьютеру
  • Соединительные кабеля разной длины для подключения датчиков и сервоприводов к NXT
  • Шестеренки колеса и оси
  • Cоединительные элементы
  • Конструкционные элементы
  • Специальные детали
Прогнозируемый результат
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать:

  • теоретические основы создания робототехнических устройств;
  • элементную базу при помощи которой собирается устройство;
  • порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
  • порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
  • правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

уметь:

  • проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;
  • создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

В течение 2012-2013 учебного года, обучающиеся, посещающие данный кружок неоднократно становились победителями и призерами городских и Всероссийских соревнований:

  1. На основании приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2012 года № 2207 «Об организации участия делегации Ямало-Ненецкого автономного округа в презентации опыта образовательных учреждений в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инженерные кадры современной России: от школы до производства»» в мероприятии, проводимом в г. Челябинске, приняли участие двое обучающихся -Костюкевич Александр, 7 класс и Падиков Денис, 8 класс - по результатам конференции учащиеся награждены грамотами за участие (4 место в рейтинге) и благодарственными письмами (руководитель – Куготов Р.Х., учитель технологии).
  2. Во исполнение приказа департамента образования Администрации города Салехарда № 867-О от 23 октября 2012 года, учащиеся школы приняли участие в работе интенсивных школ для одаренных детей в период осенних каникул. По итогам работы школы «Состязания роботов» - Костюкевич Александр, 7 класс и Падиков Денис, 8 класс, заняли 3 место в состязании роботов «Слалом».
  3. В открытом фестивале точных наук в городе Салехарде, команда школы в составе: Волков А., Мучипов Д., Падиков Д., Костюкевич А. заняла 1 место.
  4. В открытых городских состязаниях роботов, проводимых на базе Гимназии№1, Волков Александр и Мучипов Дмитрий, учащиеся 10 класса, заняли 2 место и награждены медалями.
© 2024. МБОУ СОШ №3 г. Салехард
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.